Всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!»

Завершающий всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!»
18-27 ноября 2023 года

В Санкт-Петербурге завершился трехлетний Всероссийский театральный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения классика.

12 апреля 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, выдающегося русского драматурга и реформатора театра. Эта дата послужила прекрасным поводом для яркого и масштабного представления его художественного наследия на современной театральной сцене. С 2021 года Всероссийский театральный фестиваль «Вперед в Островскому!» ежегодно собирал в Петербурге лучшие постановки по пьесам классика.

За три года на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» и других театральных подмостках Петербурга было представлено 35 постановок. Более 12 тысяч зрителей посетили спектакли программы.

Третий заключительный фестиваль «Вперед к Островскому!» прошел с 18 по 27 ноября 2023 года. В афишу форума вошли спектакли из Москвы, Томска, Южно-Сахалинска, Воронежа, Вологды, Ярославля и Санкт-Петербурга.

Символично, что первый (в 2021 году) и завершающий (в 2023 году) фестивали были открыты Государственным академическим Малым театром. Именно в нем при жизни Александра Николаевича Островского и непосредственном участии автора были поставлены все его пьесы, а многие из них — написаны специально для артистов этого театра, «дома Островского».

«Пьесы Александра Николаевича Островского – это бездонные неисчерпаемые колодцы! Некоторым вещам просто потрясаешься, насколько это современно, абсолютно созвучно сегодняшнему дню. И я уверен, что и после нас, еще несколько столетий спустя, люди будут находить в этих произведениях новое, и в то же время понятное им» — подчеркивает актуальность драматурга режиссер спектакля «Женитьба Бальзаминова», заместитель художественного руководителя Малого театра, з.а. России Алексей Дубровский.

На фестивале с успехом прошли премьеры: Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова представил постановку «Ледяное сердце» (режиссер Валерий Кириллов), выполненную захватывающе-масштабно. Стремительную и трагическую премьеру Александра Баргмана «Бесприданница» показал Государственный драматический театр «Приют комедианта».

Еще одну постановку пьесы «Бесприданница» – «Жестокий роман» – представил Театр-фестиваль «Балтийский дом» (режиссер Сусанна Цирюк»). Спектакль, в котором прошлое тесно переплетено с настоящим, а знакомые по фильму Эльдара Рязанова романсы – с современными музыкальными треками, стал яркой финальной точкой завершающего фестиваля.

Знаковой премьерой стал спектакль Юрия Цуркану «Бешеные деньги» в Театре имени Ленсовета, который 19 ноября отметил свое 90-летие. «Именно по этой пьесе был сделан первый спектакль нашего театра в далеком 1933 году. И теперь, в год двойного юбилея – коллектива и драматурга – мы решили поставить пьесу вновь», – рассказала художественный руководитель театра Лариса Луппиан.

В Петербургскую программу вошла еще одна постановка Юрия Цуркану на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова «Не было ни гроша, да вдруг алтын», в которой за внешней размеренностью жизни кипят настоящие страсти.  

Дважды в фестивальной афише было представлено название «На всякого мудреца довольно простоты». Если спектакль Воронежского академического Театра драмы им. А Кольцова (режиссер з.д.и. России Владимир Петров) обратился к метафоре шахматной партии, символизирующей борьбу добра и зла, то постановка Вологодского государственного ордена «Знак почёта» драматического театра (режиссер Владимир Гранов) представила комедию в стиле танго, где в танцевальном вихре характеров обнажилась трагикомичность происходящего.

Зрители увидели два «Леса»: Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана привез постановку Игоря Казакова об ускользающем счастье, которое так сложно найти в запутанном «лесу» интриг. Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева показал полифонический и многожанровый спектакль режиссера Уланбека Баялиева.

Самый географически далекий от Петербурга участник фестиваля – Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова – привез постановку «Гроза» режиссера Александра Созонова, воплотившего на сцене темную антиутопию о жизни Калинова в 2159 году.

К этой же пьесе обратился Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Режиссер «Грозы» Константин Райкин поделился, что замысел поставить этот спектакль возник из этюдов с его студенткой, Марией Золотухиной, в которой он увидел «потрясающую Катерину».

Зрители высоко оценили программу фестиваля:

К сожалению, фестиваль закончился… В этом году он прошел с оценкой «5»! «Балтийский дом» проделал колоссальную работу – все получилось! Островский вечен! Спасибо за красоту и великолепные спектакли! — Людмила Полукеева.

Спасибо за такую огромную программу: не только спектакли, встречи в эфире с создателями этих спектаклей, со специалистами и знатоками театра Островского! Мы, зрители, имели возможность познакомиться с разным, иногда спорным, но всегда интересным театром Островского! — Евгения Сотникова.

Каждый день в сообществе Театра-фестиваля «Балтийский дом» ВКонтакте выходили прямые эфиры из открытой студии «А.Н. fm» Татьяны Троянской. Журналист общалась с режиссерами спектаклей и приглашенными экспертами о творческом наследии Островского, сегодняшнем прочтении его пьес и постановках программы фестиваля.

«Островский без нажима, без фальши, без ложного пафоса вправляет вывихнутый духовный сустав. Он всегда утверждает основополагающие ценности: что быть бескорыстным, искренним и иметь чувство собственного достоинства – это хорошо и правильно, а подчинять всю жизнь свою деньгам и статусу – это стыдно. И как живо, как убедительно он это делает!  Если нужно театру поправить свое положение – ставь Островского. Если хочется одарить артистов сложными, глубокими ролями – ставь Островского» — говорит о драматурге н.а. России Константин Райкин.

23 и 24 ноября состоялась научно-практическая конференция «Безграничный Островский», которая подвела своеобразный итог 200-летнего юбилея драматурга. В рамках первого дня теоретики и критики театра обсудили влияние творчества Островского на русскую культуру не только в театральной сфере, но и в других видах искусства. Модератором выступила Нина Шалимова, профессор Кафедры истории театра России ГИТИС, доктор искусствоведения. Второй день прошел под девизом «А.Н. Островский по правилам и без…», а модератором стал Николай Песочинский, профессор Кафедры русского театра РГИСИ, театральный критик. Режиссеры фестивальных спектаклей этого года и прошлых лет рассказали о личном опыте обращения к пьесам драматурга.

В выставочном фойе театра в период фестиваля расположилась фото-выставка – летопись фестиваля за все три года.

«Подводя итог трехлетнему фестивалю, могу с уверенностью сказать, что мы не прощаемся с великим автором, а вновь и вновь открываем его для себя, продолжая идти Вперед к Островскому — так подытожил трехлетнюю работу Сергей Шуб, руководитель фестиваля.


Генеральные информационные спонсоры фестиваля: 
Газета «Metro», Телеканал «Санкт-Петербург»
Metro_logo_CMYK_R.jpg   spb_tv1_1.png

Организаторы – Театр-фестиваль «Балтийский дом» и Фонд содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр».





Наверх