В.Ф. Панова
ПРОВОДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ
Пьеса-диспут в 3-х актах
Режиссер – засл. Артист Латвийской ССР П.О. ХОМСКИЙ
Композитор – Г.А. Портнов
Художник – Д.В. АФАНАСЬЕВ
Ассистент режиссера – В.П. ПОБОЛЬ
Дирижер – С.Л. ЕРМАНОК
Текст песни – Е. ГВОЗДЕВА
Главный режиссер театра – засл. Артист Латвийской ССР П.О. ХОМСКИЙ
Премьера – 4 марта 1961 года
Действующие лица и исполнители:
Нинка – засл. Артист РСФСР Н.Н. УРГАНТ
Жанна – Л.Н. СВЕТЛОВА
Кира – Г.И. СУПРУНОВА
Тамара – М.Н. САФОНОВА
Т.В. СТРАДИНА
Зина – Г.Е. ДУНАЕВА
Г.Ф. МАТВЕЕВА
Валерик – Ю.А. ПАНИЧ
В.Н. СОБОЛЕВ
Костя – Г.И. СЕЛЯНИН
В.А. КУРКОВ
Рэм –В.Н. СОБОЛЕВ
А.А. ШЕСТАКОВ
Герман – А.Т. ШЕВЦОВ
Виктор В.П. ПОБОЛЬ
В.А. БИРЦЕВ
Засл. Артист Латвийской ССР П.П. ГОРИН
Махровый –Г.Д. ХОВАНОВ
А.А. ШЕСТАКОВ
Спутник Махрового – И.Д. ЩЕПЕТНОВ
С.А. НИКОЛАЕВ
Мать Валерика – Н.М. ПРОХОРОВА
Е.Я. ВАНЧУГОВА
Следователь – Е.А. АГАФОНОВ
И.С.ФЕДИВ
Продавщица цветов –А.Н. ЛУЗИНА
Лауреат Гос. премии СССР – Н.А. РОДИОНОВА
Продавец шаров – В.Л. ВОЛКОВ
Р. И. НИК
Официантка –З.Д. СОКОЛОВА
Г.П. БАРКОВА
Человек в штатском – Н.М. СЫЧЕВ
А.А. АНИСИМОВ
Проводник в вагоне – Р.И. НИК
И.А. МУРСКИЙ
Пожилая женщина – Е.Я. ВАНЧУГОВА
А.К. ШАТРОВА
Вахтер – В.И. АРСЕНТЬЕВ
В массовых сценах заняты артисты театра
Спектакль ведет Т.В. БЕЛКИНА
Молодая ленинградка Нина вместе с товарищами по заводу вызвалась ехать в Казахстан, строить новый город Рудный. Уже собран чемодан, перед заводом висят портреты отъезжающих молодых тружеников….Но накануне отъезда Нине звонит подруга Жанна и упрашивает пойти с ней на «исключительный бал» в ЦПКиО, на проводы белых ночей. Нина соглашается, еще не зная, что это решение окончательно изменит ее судьбу. Девушка встретит на балу молодого журналиста Валерика и безоглядно влюбится, не подозревая, что она для него – всего лишь эпизод, мимолетная встреча на исходе ленинградских белых ночей.
«Театральный Ленинград». 1961. № 14. Новые спектакли. «Проводы белых ночей»:
«Говорят, что любовь эгоистична. Всем своим творчеством Вера Панова доказывает обратное. В ее произведениях настоящая любовь, даже к недостойному большого чувства человеку, возвышает героя, воспитывает в нем чувство собственного достоинства, помогает найти верный путь в жизни.
В этом отношении очень характерна последняя пьеса Веры Пановой «Проводы белых ночей», поставленная в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола режиссером П. Хомским.
....Если бы она встретила другого человека, сколько большого и настоящего счастья принесла бы им эта любовь. Но Валерий – законченный негодяй, тунеядец и иждивенец. Панова не скрывает этого от зрителей. И очень скоро это понимают не только зрители, но и Нина. Но и, поняв это, Нина не отказывается от него, она пытается в чем-то его оправдать и начинает за него бороться. И не ее вина, а беда ее, что Валерий оказывается уже настолько испорченным, что даже ее поистине большая любовь не может его изменить.
За свою ошибку Нина тяжело наказана самым страшным наказанием – одиночеством. Но так устроена наша жизнь, что находятся люди, которые понимают, чем была вызвана эта ошибка, и помогают Нине встать на верную жизненную дорогу. Поэтому так закономерно оптимистически звучит финал спектакля. Нина уходит в новую жизнь, где ее ждет настоящее большое счастье. Любовь к Валерию многому ее научила – Нина стала строже и требовательней к себе.
Несчастная любовь, заставившая ее сделать ряд серьезных ошибок, помогла героине воспитать в себе новые прекрасные качества, она не оттолкнула ее от жизни, а дала ей силы еще больше эту жизнь полюбить.
И это главный вывод, к которому приходишь, посмотрев спектакль Театра имени ленинского комсомола «Проводы белых ночей», спектакль о любви подлинной и мнимой, спектакль о силе большого человеческого чувства.